СКУТЕР "СТРИЖ - ЭЛЕКТРО"

инновационный проект

Вежов Валерий Викторович
E-mail: valeryv@mail.ru
WMID: 327312490824

Анализ рынка и экономические мотивы.

Хорошо иметь автомобиль... В смысле - хорошо, когда есть деньги на автомобиль. А если нет, а автомобиль, тем не менее, хочется? Или так - автомобиль уже есть, и деньги есть, но хочется чего-нибудь более... экстремального. На мотоцикл тратиться, вроде бы не резон (тоже мне - "ковбой Мальборо и Харлей-Дэвидсон"), а велосипед - явно не по комплекции. Что остается? Мотороллер. Или, по-современному, скутер. Ну да, стремительных форм двухколесный аппарат, который передвигается не особенно торопливо, зато доставляет седоку максимум комфорта.

   

Первые мотороллеры выглядели более чем неказисто - с современной точки зрения. С автомобилем их роднил закрытый металлический корпус и маленькие десятидюймовые (стандарт, сохранившийся до сих пор) колеса со штампованными дисками. С мотоциклами - хребтовая рама, подрессоренные вилки переднего и заднего колеса, рулевое управление и двухтактный одноцилиндровый двигатель, правда, принудительного охлаждения.

Новинка так пришлась по вкусу изголодавшимся по дешевым колесам итальянцам, что выпуск мотороллеров рос в геометрической прогрессии. Вскоре инициативу переняли французы - там мотороллеры, в отличие от итальянцев, выпускали не специализированные фирмы, а вполне солидные автозаводы - вроде Peugeot и Renault. Из Европы мотороллеры проникли в страны Третьего мира - например, в Индию... Вообще, мотороллеры популярны там, где есть бедность. В странах с низким доходом мотороллер служит универсальным транспортным средством - и легковым, и грузовым... Но выпускаются они и там, где население бедным не назовешь - в современной Италии, Франции, Германии. Но здесь мотороллеры (точнее - скутеры) - это спортивный снаряд, забава, игрушка для молодежи.

От истории - к современным предложениям. Что представляет собой современный скутер европейского производства? Небольшой мотороллер, весом от 70 до 100 килограммов, двухместный, с двухтактным или четырехтактным одноцилиндровым двигателем принудительного охлаждения (реже - встречным потоком воздуха), рабочим объемом от 50 до 125 кубических сантиметров и мощностью от 3 до 8 лошадиных сил. Скорость - порядка 80 километров в час. Очень удобная, шустрая двухколесная машинка, оборудованная полным комплектом светотехнического оборудования. В транспортном потоке скутеры просто незаменимы - для них не существует пробок. А для управления скутером с двигателем рабочим объемом до 50 "кубиков", в России, как и во всех приличных странах, не требуется ни специального разрешения, ни номерных знаков. Есть 16 лет, сел, да поехал...

Не спит и отечественная промышленность. Вятско-Полянский завод выпускает мотороллер "Стриж" (он представлен на последней иллюстрации, по внешности - вылитый европейский скутер). Пятидесятикубовый двигатель немецкой фирмы Simson (она специализируется на микролитражных мотоциклах), правда, без принудительного охлаждения. Максимальная скорость 50 километров в час, 75 килограммов веса, при грузоподъемности в 105 килограммов. Расход топлива 2,5 литра на 100 километров.

Стоимость? Смотря на что "положили глаз". Отечественный "Стриж" стоит около 470 долларов (14000 рублей). А скутера на мировом рынке стоят - от 1350 до 2600 долларов.

ЭЛЕКТРО-СКУТЕРЫ

Новая продукция для Европы, ставшая широко популярной в Германии с лета этого года, имеет коллосальный успех среди молодежи.

Электромотор, аккумулятор 24 В, развивают скорость до 20 км/час и могут проехать без подзарядки аккумулятора 25 км, подзарядка от 90-220 вольт в течение 6-8 часов, вес 21.5 кг. Розничная цена в Германии 180-200 евро.

Если для молодёжи скутерёнки со скоростью до 20 км/час и проездом до 25 км ещё приемлемы, то для практического использования основной массой населения с тем же успехом - явно маловато. Необходим электротранспорт хотя бы со скоростью 50 км/час и дальностью до 100 км.


Проект "СТРИЖ - ЭЛЕКТРО" предусматривает на базе изобретённого в России электрического реакторного двигателя разработку и изготовление опытной партии 3,5 кВт электродвигателей для установки в скутера "СТРИЖ" вместо применяющихся в настоящее время двигателей внутреннего сгорания фирмы "Simson".

Преимущества, которые получает владелец "СТРИЖ - ЭЛЕКТРО" при эксплуатации по сравнению с владельцем скутера "СТРИЖ":

  • Уменьшается почти на два порядка стоимость перемещения единицы массы на единицу длины пути:
    • за счёт рекуперации кинетической энергии движения скутера при торможении в электрическую энергию, используемую в дальнейшем для разгона скутера, что очень важно при эксплуатации в мегаполисах;
    • за счёт того, что стоимость электрической энергии на порядок меньше её бензинового эквивалента;
    • за счёт того, что КПД ректорного электродвигателя в два раза выше КПД ДВС.
  • "СТРИЖ - ЭЛЕКТРО" - экологически чистое транспортное средство, что снимает все ограничения по его эксплуатации в экологически критических районах мегаполисов;
  • реакторный электродвигатель по сравнению с ДВС является абсолютно бесшумным.

Энергетическая и силовая установки, система управления.

Энергетическая установка содержит аккумулятор электрической энергии емкостью около 600 Вт*час, молекулярный накопитель эл. энергии емкостью 10 Вт*час, зарядное устройство на 90-220 в, 50 гц, мощностью 100 Вт

Силовая установка состоит из реакторного электродвигателя мощностью 3,5 кВт, соединённого через клиноременной вариатор с задним приводным колесом. Электродвигатель управляется от микропроцессорной системы управления и контроля, расположенной в модуле управления движением. Управление движением осуществляется с помощью рукоятки, расположенной с правой стороны руля поворота. При повороте рукоятки на себя - двигатель увеличивает силу тяги вперёд - происходит разгон скутера, при повороте рукоятки от себя - двигатель увеличивает силу тяги назад, что приводит к торможению скутера. При нахождении рукоятки в нейтральном положении скутер движется по инерции.

Ниже приведены механические и энергетические характеристики "СТРИЖ - ЭЛЕКТРО".

Создание опытных образцов.

При создании опытных образцов необходимо учесть, что часть узлов, таких как аккумуляторы, молекулярные накопители, зарядные устройства уже выпускаются в широком ассортименте. Необходимо провести опытно-конструкторскую разработку силового двигателя, системы управления движением и механической части сопряжения с механической частью скутера "СТРИЖ".

Для наработки технической документации, отработки технологии изготовления и методов испытаний необходимо изготовить как минимум три опытных образца силового электродвигателя. В приложении приведены ориентировочная калькуляция и расчет затрат на проведение необходимых работ.

В качестве подрядчиков по разработке, изготовлению и испытанию механической части "СТРИЖ - ЭЛЕКТРО" может выступить завод "Молот", г. Вятские Поляны или завод "Орбита", г. Сыктывкар,по разработке, изготовлению и испытанию силовых электродвигателей может выступить завод "Элион", г. Зеленоград или Кировский электромеханический завод "Лепсе", по разработке, изготовлению и испытанию системы управления двигателем и системы управления движением - завод "Компонент", г. Москва.

Маркетинг и реализация.

Для зондирования рынка необходимо в первую очередь выпустить специальную партию "СТРИЖ - ЭЛЕКТРО" (5-10 шт.), предназначенную для участия на выставках, демонстрациях и др. аналогичных мероприятиях.

В целом, на проектирование, изготовление, испытания опытных образцов и выпуск специальной партии "СТРИЖ - ЭЛЕКТРО" необходимо затратить не более 800-1000 тысяч рублей или порядка $30000.

При мощности мелкосерийного производства в 1000 шт. "СТРИЖ - ЭЛЕКТРО" в год стоимость изготовления и приобретения всего необходимого для выпуска одного экземпляра будет не более:

Это порядка $720 себестоимости за один экземпляр, что более чем в два раза ниже цены функционально аналогичных скутеров на мировом рынке. Такая низкая себестоимость, обусловленная применением в качестве силовых двигателей принципиально новых реакторных электродвигателей, улучщающих основные параметры и упрощающих всю конструкцию в целом, дает возможность даже при мелкосерийном производстве в течение 8-10 месяцев покрыть все расходы, связанные с реализацией данного проекта.

КАЛЬКУЛЯЦИЯ И РАСЧЕТ ЗАТРАТ

на проектирование, изготовление и испытания трёх опытных образцов силового двигателя, систем управления и контроля двигателем и системы управления движением.

Хостинг от uCoz